МАРЬЯМ (ДЕВА МАРИЯ)
➖ ЧЕТЫРЕ ЛУЧШИХ ЖЕНЩИН В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА | ЧАСТЬ 2
В первой статье мы привели хадис Ибн Аббаса, который гласит: «Госпожами женщин в Раю после Марьям будут Фатыма, Хадиджа и Асия - жена Фараона», а затем начали рассказывать о великой женщине, чьё имя известно всему миру. Мы остановились на том, что Марьям была обрадована Благой Вестью..
Благая Весть
• Ангелы принесли Марьям радостную и Благую Весть о том, что она избрана Всевышним Творцом пред женщинами миров и ей будет дарован благословенный сын, который станет почитаемым пророком и будет наделён способностью творить чудеса по воле Аллаха. Всевышний Господь ﷻ говорит об этом в Коране:
وَإِذْ قَالَتِ الْمَلَائِكَةُ يَا مَرْيَمُ إِنَّ اللَّهَ اصْطَفَاكِ وَطَهَّرَكِ وَاصْطَفَاكِ عَلَىٰ نِسَاءِ الْعَالَمِينَ
«Вот сказали ангелы: «О Марьям! Поистине, Аллах избрал тебя (для поклонения и повиновения Ему), и очистил тебя (от грехов и плохих нравственных качеств), и возвысил тебя пред женщинами миров!» Сура «Али Имран», 42.
يَا مَرْيَمُ إِنَّ اللَّهَ يُبَشِّرُكِ بِكَلِمَةٍ مِّنْهُ اسْمُهُ الْمَسِيحُ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ وَجِيهًا فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَمِنَ الْمُقَرَّبِينَ
«О Марьям! Поистине, Аллах радует тебя Вестью о слове от Него, имя которому — Мессия Ииса (Иисус), сын Марьям. Он будет почтенным в этом мире и в жизни Вечной и будет одним из приближённых». Сура «Али Имран», 45.
• Чудеса Господа миров следовали одно за другим. Ангелы спускаются к Марьям туда, где она уединилась, радуют её Благой и Великой Вестью и поддерживают её, потому что она была искренна в поклонении...
Встреча с Джибрилем ﷺ
• Когда Марьям, мир ей, вышла из своей комнаты и направилась в восточную сторону от Бейт уль-Макдиса, в пути неожиданно перед ней явился ангел Джибриль (Гавриил), мир ему, в облике красивого мужчины с прекрасным лицом. Когда она увидела его, то испугалась и пришла в замешательство. В Коране содержится подробное описание того, как происходило это чудо:
إِذِ انتَبَذَتْ مِنْ أَهْلِهَا مَكَانًا شَرْقِيًّا * فَاتَّخَذَتْ مِن دُونِهِمْ حِجَابًا فَأَرْسَلْنَا إِلَيْهَا رُوحَنَا فَتَمَثَّلَ لَهَا بَشَرًا سَوِيًّا * قَالَتْ إِنِّي أَعُوذُ بِالرَّحْمَنِ مِنكَ إِن كُنتَ تَقِيًّا * قَالَ إِنَّمَا أَنَا رَسُولُ رَبِّكِ لِأَهَبَ لَكِ غُلَامًا زَكِيًّا
«Она ушла от родни своей на восток и укрылась от них за завесой. Мы говорит Аллах, подчёркивая Своё величие отправили к ней Нашего духа ангела Джибриля, и предстал он пред ней в виде человека с совершенным сложением. Она сказала: «Я обращаюсь к Милостивому (Аллаху) за защитой (от всего плохого, что может исходить) от тебя, если ты остерегаешься (наказания Аллаха, когда тебе напоминают о Нём)!» Он сказал: «Я только посланник Господа твоего, (Который послал меня) чтобы даровать тебе мальчика чистого (от грехов)». Сура «Марьям», 16-19.
📋 Извлеки пользу: Марьям была молодой девушкой, и вокруг не было никого, кроме симпатичного и прекрасно сложенного мужчины, который не сказал ей ни единого грубого слова и не пытался причинить ей зла. И даже оказавшись в такой ситуации, она устрашилась Аллаха, и это было совершенством целомудрия и стремления удалиться от зла и всех ведущих к нему путей. Бери же с неё пример, о та, которая заявляет, что уверовала в Аллаха! Будь целомудренна, да помилует тебя Аллах, и знай, что такое целомудрие является одним из самых превосходных деяний, потому что оно проявляется в тот момент, когда есть все предпосылки для совершения греха и ничто этому не мешает.
• Марьям удивилась величине этого чуда и сказала:
أَنَّى يَكُونُ لِي غُلَامٌ وَلَمْ يَمْسَسْنِي بَشَرٌ وَلَمْ أَكُ بَغِيًّا
«Как может быть мальчик у меня, если не касался меня мужчина (ибо я не замужем), и не была я блудницей?» Сура «Марьям», 20.
• На что Джибриль ответил, что так сказал и решил её Всемогущий Господь. Это для Него легко, ибо Он способен на всякую вещь. И это дело уже решённое, оно непременно произойдёт. Сура «Марьям», 21.
Беременность
После этого ангел Джибриль вдохнул в неё жизнь через вырез её одежды, и это дуновение проникло в её утробу, после чего и произошло зачатие пророка Иисы (Иисуса), мир ему. Сура «ат-Тахрим», 12. Сообщается, что Ибн Аббас сказал: «Марьям родила его, как только забеременела им». Тафсир Абдурраззак, т. 2, с. 7. Сказал ученик Ибн Аббаса Хасан аль-Басри: «Марьям была беременна им девять часов». Дурр уль-мансур, т. 5, с. 497. Относительно срока её беременности есть также и другие мнения.
📋 Извлеки пользу: Марьям, мир ей, забеременела необычным образом. Это свидетельствует о том, что Аллах способен на всякую вещь, и только Он один достоин поклонения и обожествления. Всевышний Аллах ﷻ распоряжается в этом бытие как пожелает, и творит творения свои по-разному, дабы это стало доводом для людей на то, что Господь существует, и что Он Един. В творении человеческого вида четыре проявления:
● ① Человек, произошедший без матери и без отца — как Адам, мир ему.
● ② Человек, произошедший с участием мужчины, но без участия женщины — как Хавва (Ева), мир ей.
● ③ Человек, произошедший от женщины без участия мужчины — как Ииса (Иисус), мир ему.
● ④ Человек, произошедший от мужчины и женщины — как все остальные люди.
• Среди людей есть такие, которые считают Иису своим богом из-за того, что он был создан без участия отца. Однако их доводы безосновательны. Если бы их доводы были справедливы, то Адам имел бы гораздо больше прав считаться богом, ведь Аллах сотворил его без отца и без матери. В одном из аятов Священного Корана Господь ﷻ говорит:
إِنَّ مَثَلَ عِيسَى عِندَ اللَّهِ كَمَثَلِ آدَمَ خَلَقَهُ مِن تُرَابٍ ثُمَّ قَالَ لَهُ كُن فَيَكُونُ * الْحَقُّ مِن رَّبِّكَ فَلَا تَكُن مِّنَ الْمُمْتَرِينَ
«Поистине, пример (сотворения) Иисы то, что он родился без участия отца пред Аллахом подобен примеру (сотворения) Адама. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» — и тот возник! Истина — от твоего Господа. Посему не будь в числе тех, кто сомневается». Сура «Али Имран», 59-60.
• Итак. После того, как дуновение ангела Джибриля проникло в утробу Марьям, она забеременела. Что случилось далее, об этом сказал Всевышний:
فَحَمَلَتْهُ فَانتَبَذَتْ بِهِ مَكَانًا قَصِيًّا * فَأَجَاءَهَا الْمَخَاضُ إِلَى جِذْعِ النَّخْلَةِ قَالَتْ يَا لَيْتَنِي مِتُّ قَبْلَ هَذَا وَكُنتُ نَسْيًا مَّنسِيًّا
«Она забеременела им и отправилась с ним в отдалённое место. Родовые схватки привели её к стволу финиковой пальмы, и она сказала: «О если бы я умерла до этого до того, как стала беременной и была бы забытою, забвенною!» Сура «Марьям», 22-23.
• Марьям, да благословит её Аллах и приветствует миром, испугалась позора и решила удалиться от людей. Она знала, что когда она придёт к людям с ребёнком, они будут обвинять её в прелюбодеянии и не поверят в это чудо, которое с ней произошло. Хотя им было известно, что она ревностно поклонялась Аллаху, не покидала храм и воспитывалась в доме Пророка. Вот почему она сказала, что хотела бы умереть до этого или оказаться забытой..
• Как указывают многие наши праведные предшественники, первым о её беременности узнал Юсуф, сын Я‘куба, который относился к числу поклоняющихся и был сыном дяди Марьям по материнской линии. Зная о религиозности Марьям, Юсуф очень удивился тому, что она забеременела.
• Однажды он намекнул ей на это, спросив: «О Марьям, разве могут растения появляться без семян?» Она сказала: «Да, ибо кто же тогда создал первое растение?» Он спросил: «Марьям, а может ли дерево вырасти без воды или дождя?» Она сказала: «Да, ибо кто же тогда создал первое дерево?» Он спросил: «А может ли ребёнок появиться на свет без мужчины?» Она сказала: «Да, ибо Аллах создал Адама и без мужчины, и без женщины». Тогда он сказал ей: «Расскажи мне о том, что с тобой случилось». И она рассказала ему о случившимся. Рассказ об Иисе. Ибн Касир.
Рождение Иисы ﷺ
• Но Милостивый Аллах облегчил ей муки и печаль её, ту слабость и потерю сил. И вдруг она услышала, как кто-то воззвал к ней:
أَلَّا تَحْزَنِي قَدْ جَعَلَ رَبُّكِ تَحْتَكِ سَرِيًّا * وَهُزِّي إِلَيْكِ بِجِذْعِ النَّخْلَةِ تُسَاقِطْ عَلَيْكِ رُطَبًا جَنِيًّا * فَكُلِي وَاشْرَبِي وَقَرِّي عَيْنًا فَإِمَّا تَرَيِنَّ مِنَ الْبَشَرِ أَحَدًا فَقُولِي إِنِّي نَذَرْتُ لِلرَّحْمَنِ صَوْمًا فَلَنْ أُكَلِّمَ الْيَوْمَ إِنسِيًّا
«Не печалься! Господь твой создал под тобой ручей. Потряси на себя ствол пальмы, и попадают на тебя свежие финики. Ешь (финики), и пей (воду), и успокойся будь довольна! А если ты (о Марьям) увидишь кого-либо из людей, то скажи: «Я дала Милостивому обет хранить молчание, и не стану сегодня разговаривать с людьми». Сура «Марьям», 24-26.
• Известны два мнения относительно того, кто именно обратился к ней. По мнению одних учёных, к ней обратился ангел Джибриль. Согласно другому тафсиру, речь идёт о её сыне Иисе. Хафиз Ибн Касир передаёт сразу от трёх великих учеников Ибн Аббаса - Муджахида, Саида Ибн Джубейра и Хасана аль-Басри, что они истолковали: «С Марьям заговорил Ииса, мир ему».
• Марьям так и сделала. Она ответила на этот призыв: поела фиников и попила воды из ручья. Она была счастлива и рада, что у неё родился Ииса. После этого она стала хранить молчание и ни с кем больше не разговаривала. Господь ﷻ сообщает, что происходило далее:
Великое чудо
فَأَتَتْ بِهِ قَوْمَهَا تَحْمِلُهُ قَالُوا يَا مَرْيَمُ لَقَدْ جِئْتِ شَيْئًا فَرِيًّا
«И пришла она с ним с младенцем к своему народу, неся его. (Когда же они увидели её) сказали: «О Марьям! Ты совершила тяжкий (или удивительный) проступок!» Сура «Марьям», 27.
• Ибн Аббас сказал: «Это случилось через сорок дней, когда у неё прекратилось послеродовое кровотечение». Тафсир Ибн Касир. Очистившись, она пошла к своему народу, неся на плече сына. Когда же они увидели её, то принялись плакать и сильно опечалились… Это был для них сильный удар. Они обратились к ней, обвиняя её:
يَا أُخْتَ هَارُونَ مَا كَانَ أَبُوكِ امْرَأَ سَوْءٍ وَمَا كَانَتْ أُمُّكِ بَغِيًّا
«О сестра Харуна! Отец твой не был скверным человеком, и мать твоя не была блудницей!» Сура «Марьям», 28.
• Некоторые толкователи считают, что, сказав это, они сравнили её с одним из нечестивцев и прелюбодеев того времени, которого звали Харун. Так считал ученик Ибн Аббаса Саид Ибн Джубейр. Тафсир Ибн Касир. По мнению других, они сравнили её с одним из поклоняющихся того времени по имени Харун, который был праведником.
• Когда Марьям оказалась в столь затруднительном положении, ей осталось только положиться на Всемогущего Господа. Она ничего не ответила на слова своей родни и не стала оправдывать себя. Она просто «указала им на своего сына», желая сказать, чтобы они обращались к нему, и он ответит на их вопросы. Сура «Марьям», 29. Тогда разгневанные люди из их числа сказали:
كَيْفَ نُكَلِّمُ مَن كَانَ فِي الْمَهْدِ صَبِيًّا
«Как мы можем говорить с младенцем в колыбели!? Ты что насмехаешься над нами!?» Сура «Марьям», 29.
• Марьям стояла перед народом с великим чудом. Она указала на своего младенца, чтобы он им ответил, и он заговорил. Превелик Аллах! Всевышний Господь говорит, что первое, о чём сказал Ииса своему народу, были слова:
قَالَ إِنِّي عَبْدُ اللَّهِ آتَانِيَ الْكِتَابَ وَجَعَلَنِي نَبِيًّا * وَجَعَلَنِي مُبَارَكًا أَيْنَ مَا كُنتُ وَأَوْصَانِي بِالصَّلَاةِ وَالزَّكَاةِ مَا دُمْتُ حَيًّا * وَبَرًّا بِوَالِدَتِي وَلَمْ يَجْعَلْنِي جَبَّارًا شَقِيًّا
«Поистине, я — раб Аллаха, Который даровал мне Писание Евангелие, и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, что будет присуще мне, где бы я ни был, и вменил мне в обязанность совершать молитву и раздавать (обязательную) милостыню, пока я буду жив. Он сделал почтительным к матери моей, и не сделал меня высокомерным и злосчастным». Сура «Марьям», 30-32.
• Все были ошеломлены и поняли, что перед ними настоящее великое чудо, и тогда их мнение обо всём этом изменилось. Марьям покорилась воле Аллаха, как это делают праведники и верующие в Него. Такова была эта великая женщина, да благословит её Аллах! Такова её краткая биография!
Марьям и её сын Ииса — творения Аллаха и Его рабы
• Слова «Поистине, я — раб Аллаха» были первыми словами, которые сказал пророк Ииса своему народу. Он признал, что является рабом своего Господа и что Господом его является Аллах. Эти слова указывают на несостоятельность утверждений тех, которые утверждают, что Ииса — сын Аллаха, ибо он является рабом Аллаха, Его посланником и сыном Его рабыни, а не сыном Аллаха. Хафиз Ибн Касир писал: «Слова Иисы «Он даровал мне Писание, и сделал меня пророком» избавили его от обвинений людей, ибо Аллах не дарует пророчества детям прелюбодеев, к которым они — да проклянёт их Аллах! — причислили Марьям». Тафсир Ибн Касир.
• Несмотря на то великое положение, которое занимают благая Марьям и её сын, они не достойны поклонения и обожествления. Ибо они являются рабами Господа, которые призывали людей только к поклонению Аллаху. Всевышний сказал:
وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ * وَقَالُوا اتَّخَذَ الرَّحْمَنُ وَلَدًا سُبْحَانَهُ بَلْ عِبَادٌ مُّكْرَمُونَ
«И не посылали Мы до тебя (о Мухаммад) ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет бога достойного поклонения, кроме Меня. Поклоняйтесь же (только) Мне!» Они говорят: «Милостивый взял Себе сына». Пречист Он! Они — почитаемые рабы». Сура «аль-Анбия», 25-26.
• В аяте явное указание на то, что абсолютно все пророки на протяжении всех времён выполняли одну и ту же миссию. Все эти посланцы приходили в этот мир от Одного и Того же Бога и с единым посланием. Также Всевышний сказал:
وَقَالَ الْمَسِيحُ يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ اعْبُدُوا اللَّهَ رَبِّي وَرَبَّكُمْ إِنَّهُ مَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ
«Мессия пророк Ииса сказал (своему народу): «О потомки Израиля! Поклоняйтесь (только одному) Аллаху, Господу моему и Господу вашему!» Поистине, кто придаёт Аллаху сотоварищей поклоняется кому-либо ещё, кроме Него, тому Аллах запретил (вхождение в) Рай!» Сура «аль-Маида», 72.
• О том, что пророк Аллаха и Его раб Ииса призывал свой народ в первую очередь к Единобожию, говорится также в Библии. Так, например, в Евангелии от Марка сказано: «Иисус отвечал ему: первейшая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь Единый! И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим,.. вот первая Заповедь!» Глава 12. «Иисус же, подозвав их, сказал им: Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы ему служили!» Евангелие от Марка, глава 10. В Евангелии от Матфея Иисус ещё раз ясным языком говорит, кому поклоняться: «Тогда Иисус говорит ему: отойди от меня, сатана, ибо написано: одному Господу Богу твоему поклоняйся!» Глава 4.
• Никогда и нигде Ииса не говорил, что он Бог, и что люди должны ему поклоняться. А также нигде в Библии не говорится, что он будет распят на кресте. 1 Когда Ииса осознал, что его хотят распять, он удалился от своих апостолов и начал, скорбя и плача, молить Всевышнего в земном поклоне (саджда), чтобы Он защитил и уберёг его от этого. Об этом говорится в Евангелии от Матфея: «И говорит Иисус ученикам своим: посидите тут, пока я пойду, помолюсь там. И начал он скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со мною. И, отойдя немного, пал на лицо своё, молился». (Глава 26, стихи 36-39). Да. Именно! Он пал в суджуд, как это делают сегодня мусульмане в намазе. Это очередной раз доказывает нам то, что он был рабом и посланником Аллаха ﷻ.
📚 Из книги «Четыре лучших женщин в истории человечества», глава «Марьям бинт Имран». (Написал Кенан Абу Абдуррахман /от 1437 г.х.). © vk.com/ibniabbas
____________________________
1 Подробнее о том, что пророк Ииса, мир ему и благословение Аллаха, не был распят, читать в статье: https://vk.com/ibniabbas?w=wall-87483486_229
📤 #Биографии@ibniabbas